СИНЬ РОССИИ

«Синь России», так называется фабрика в селе Гжель.

Находясь в подмосковном Раменском, я с удивлением узнала, что Гжель, оказывается село. Как-то привыкла, что Гжель – это знаменитый на весь мир промысел, но никогда даже не задумывалась, где же он находится. Оказалось,  он совсем рядом в 16 километрах от Раменского. Я решила не упустить такой случай и побывать в самой Гжели. От автовокзала идут два автобуса: № 36 и № 51. С такими же номерами ходят маршрутки. Я села на автобус, билет стоил 60 рублей. Боясь, проехать, я стала спрашивать у сидящей рядом женщины, где мне лучше выйти, что бы попасть на фабрику. Она оказалась местной жительницей. «Синь России», сказала она, так фабрика называется. Выходите в Трошково. Я ей возразила: нет, мне нужно в Гжель, тогда выходите вместе со мной, а там пешочком пройдете. Всего полчаса и вот оно знаменитое село!

Я вышла у церкви Успения Пресвятой Богородицы, меня встречают сразу 2 магазинчика. Ну как в них было не зайти.

А там такое изобилие, что глаза разбегаются. Трудно удержаться и не купить что-нибудь на память. Во второй магазинчик я уже зашла только посмотреть, т.к. мой бюджет был исчерпан. Там такое же изобилие:

Сервизы, вазы, статуэтки, часы и люстры, расписанные гжелью, радуют глаз своими изящными, несколько сказочными узорами, выполненными в сине-голубых цветах. Трудно было оторваться, но нужно идти дальше.

Далее встретился еще магазинчик, но туда я уже не стала заходить, прошла воинский мемориал,

мостик через речку Гжелку и вот сама фабрика.  На проходной снова магазинчик. Чтобы войти на фабрику, пришлось заплатить 150 рублей. Фабрика не большая, всего 80 человек работает.

И снова магазинчик уже на  фабрике.
Вот тут, то и нужно было все покупать. Да кто же знал?

В первой комнате товары подешевле, с небольшим дефектом, который можно даже не заметить, во второй уже качественная отсортированная посуда. Мне любезно разрешили сфотографировать всю красоту, которая расположилась на полках.

На территории фабрики расположился целый зоопарк. Лошадки, пони, пятнистые олени и даже бизоны. Детям будет интересно посмотреть.

К сожалению, я не попала на мастер-класс, т.к. он проводится для организованных групп. В тот день, группы, не было, так что мне не удалось самой расписать что-нибудь. Но я надеюсь, что это не  последнее посещение замечательного села «Гжель».

СТАРАЯ ЛАДОГА - ПЕРВАЯ СТОЛИЦА РУСИ

Предлагаю побывать в крепости Старая Ладога, что в Волховском районе Ленинградской области.
Старая Ладога стоит на высоком берегу Волхова — на знаменитом пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы».

До 1704 года это был город Ладога. Она знаменита не только своими древними храмами, монастырями, крепостью, курганами, но и тем, что это, возможно, первая столица Руси. По крайней мере ряд авторитетных историков полагают, что именно сюда был приглашен Рюрик, который правил здесь в 862-865 годах, а потом перешел в Новгород. Так, в Ипатьевском списке Повести временных лет говорится: «И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик«. В 2003 году отмечали 1250-летие Старой Ладоги. Возможно, такое внимание к этому древнему поселению имеет и политические мотивы: отнять пальму первенства у Киева, «матери городов Русских».

В 870-е годы в Старой Ладоге была построена первая крепость.

По преданию, здесь же находится курган Вещего Олега, умершего в 912 или 922 году. Согласно легенде, он погиб из-за укуса змеи, которая выползла из черепа его любимого коня. Олегова могила представляет собой огромный курган на высоком берегу Волхова.

В 997 году на Ладогу напал Эйрик и разрушил крепость. Согласно древним сагам, принцесса Ингегерда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, которая в 1019 году вышла замуж за Ярослава Мудрого, в приданое получила город Альдейгьюборг (Ладогу). С тех пор эти земли именуются Ингерманландией (земли Ингегерды).
В 1116 году ладожский посадник Павел в месте впадения реки Ладожка в Волхов заложил новую, каменную крепость. В 1142 году шведы снова напали на Ладогу. Затем она несколько раз переходила из рук в руки, пока согласно Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613-1617 годов, не отошла России.

Георгиевский собор.

Георгиевский собор располагается на территории Староладожской крепости и является главным ее украшением.
Он был построен в XII веке в память о героической победе русских войск над шведами.

У стен древней крепости ежегодно проходит фольклорный фестиваль: "Венок Славы Александра Невского", на который мы и попали при посещении Старой Ладоги.

Церковь Рождества Ивана Предтечи на Малышевой горе - еще одна незабываемая достопримечательность Старой Ладоги.

Яркие зеленые купола собора, выстроенного на возвышении, видны практически из любой точки села, и смотрятся очень живописно на берегу Волхова.

ЗИМНЯЯ СКАЗКА ПЕТЕРБУРГА

Зима 2014 совсем не радует. Январь месяц, а на улице + 5. Такого еще не бывало в Петербурге.

Для нас это непривычно и удивительно. Город праздничный, красивый, но так не хватает пушистого одеяния Северной столице.

Новогодний Петербург 2014

Дворцовая площадь 2014

Всвязи с этим мне хочется показать, какой была зима 2010 года. Настоящая с морозами. Мне приходилось бродить по городу при -18, -20 градусах мороза. Но увлеченному человеку и мороз нипочем.

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ЛЯГУШКИ-ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МЕЗМАЙ

Есть на Кубани удивительный уголок с уникальной природой. Называется этот чудесный уголок: Мезмай.

Приехали мы как-то на Кубань встретиться с родственниками: не думали, не гадали и в сказку попали.

В поселок Мезмай Апшеронского района Краснодарского края.

Все изображения кликабельны. Рекомендую открывать.

Затеряный в горах пос. Мезмай представляет собой уютное поселение, расположенное на высоте около 700 м над уровнем моря, в глубокой чаше среди лесистых горных хребтов.

Три глубоких и опасных ущелья словно три луча, расходятся от поселка по разные стороны и каждое уникальное по своей красоте.

Вот такое креативное пременение пластиковой таре мы увидели идя к месту ночлега.

Прибыв, можно сказать, из столичного мегаполиса, мы попали совершенно в другой мир, где свободно пасутся козы, коровы и лошади и никто их не охраняет.

Даже мне, родившейся в деревне, но большую часть жизни прожившей в городе, это было удивительно.

Да и в нашей деревне животные просто так по улицам не разгуливали.

Мезмай основан в 1868 году как посёлок лесорубов и золотодобытчиков. Иногда его называют "медвежьим углом" из-за его труднодоступности.

Поселок расположен между тремя горными хребтами, в долине трёх ущелий,  разрезанных каньоном реки Курджипс, на месте древнего озера. Мезмай в переводе с адыгейского – «лес яблок».

В 30-х годах прошлого века в Мезмае располагался трудовой лагерь для заключённых, и узкоколейка была построена для вывоза леса.

На следующий день отправились в Гуамское ущелье.

Гуамское ущелье — уникальное творение природы, одно из красивейших и величественных мест Краснодарского края. Оно представляет собой узкий каньон, пробитый за тысячелетия горной рекой Курджипс. Ущелье расположено между посёлками Мезмай и Гуамка, его протяжённость составляет 3 км, глубина — до 400 м.
Если идти из Гуамки за вход в Гуамское ущелье берут по 100 рубликов с носа, а из Мезмая мы вошли совершенно бесплатно, т.е.даром. :))

Внизу бурлит река Куржипс

Вот она, Красота!

Горы, водопады, пороги, удивительная природа, дорога, вырубленная в скале.

Примерно посередине ущелья расположено скромное кафе, для непритязательных путников, где можно подкрепиться, восстановив затраченные на подъём силы.

От кафе в пос. Гуамка по узкоколейке ходит поезд. Маршрут платный - 100 рублей в одну сторону. Отличие от обычных поездов - узкая колея, а сами вагончики Уже и выглядят как игрушечные. Едет такой вагон очень медленно, со скоростью 5 км/ч примерно.

Когда мы возвращались обратно, нас застал дождь, но мы предварительно купили плащи в Костином магазинчике, в поселке. Надо сказать, что все три дня, которые мы провели в поселке, после обеда шел дождь. Воздух был влажный, но дышится хорошо, легко. Из-за этих дождей местные нас отговорили идти на Орлинную скалу. Туда стремятся все туристы, но мы не рискнули, да и времени не хватило.

И еще, по дороге мы встретили ослика. Дали ему оставшийся хлеб, а он оказался такой попрошайка, всю дорогу шел за нами и выпрашивал еще.

В Мезмае направо пойдешь - на Гуамку попадешь, налево пойдешь - в сказку попадешь, имеется ввиду водопад Исаченко, а прямо пойдешь, в Завадову долину попадешь, где проходит знаменитый подгрушинский фестиваль бардовской песни, а уж друзей, я думаю точно там найдешь!

Фестиваль бардовской песни проходит в августе, а мы были в июле, поэтому в долине было все спокойно :)

Вот в таких постройках живут участники фестиваля и непритязательные туристы.

На следующий день наш путь лежал к водопаду Н.Исаченко. Тропинка вывела нас к роднику. Родник заботливо обложен камнями. Говорят, что его вода минеральная и богата ионами серебра. На обратном пути мы наполнили взятые с собой бутылки этой чудодейственной водой.

Цивилизация отступила, вокруг — первозданная природа...

Вокруг  просто сказка!!!

Заросли самшита, поросшие свисающим мхом, обступали вокруг. Казалось, что вот-вот из-за дерева появится леший, а то и сама Баба Яга…

Оказывается, возраст самшита достигает 2000 лет!!!

Узкая тропа то поднималась вверх, то опускалась, шла то по камням, по валунам, то по совсем узенькой тропинке. В одном месте тропа вообще обрывается и проходит по практически отвесной скале.

И вот мы у цели!

Нашему взору предстал водопад Исаченко. Восторг полный!!! Шумя и бурля, вода вытекает из Пальмовой пещеры и устремляется вниз по большим камням, покрытым тёмно-зелёным мхом!!!

Не поленитесь нажать на картинку, это того стоит!

Теперь я точно знаю, что лучше гор, могут быть только горы! ...На которых еще не бывал :)

Я, конечно, не скалолазка, но природа, горный воздух это непередаваемые ощущения!

Как добраться в сей чудный уголок, можно найти тут:

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ЛЯГУШКИ-ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ

ИЗ АФРИКИ С ЛЮБОВЬЮ

С легкой руки Лады Баумгартен состоялась моя встреча с Африкой. Когда зашел разговор о проведении женской конференции, она написала мне, что конференция состоится в северной Африке. При слове: Африка, казалось, что это где-то невозможно далеко. Но Лада ответила мне: посмотрите на карту - это совсем рядом с Европой.

Принять участие в работе конференции, в тот момент не получилось. Но, тем не менее, моя встреча с Африкой все же состоялась. И помешать этой встрече уже ничто не могло. Ни расстояние, которое поначалу казалось непостижимо далеким, ни угроза свиного гриппа, которым как раз в это время, средства массовой информации пугали, каждый день, называя все новое количество умерших от этого нового для человечества вируса.

Билеты в Касабланку были куплены за 4 месяца до поездки, по проводимой авиакомпанией Алиталия акции.

Наконец, наступила долгожданная дата - 6 ноября, и я вылетела в Касабланку.

В Риме, ожидая регистрацию на рейс, я с любопытством рассматривала пассажиров, летевших в этом направлении. Какие они, люди, живущие в далекой Африке? Я видела довольно симпатичных мужчин и женщин, с красивыми чертами лица. Недалеко от меня сидела темноволосая женщина, явно не марокканка. Я пыталась определить, кто она?  Русская? Итальянка? Через некоторое время к ней подошли два молодых человека и заговорили с акцентом на русском языке. Я спросила: вы в Касабланку? Женщина ответила, что она летит из Касабланки в Москву, была в гостях у дочери. И, когда я сказала, что впервые лечу в Касабланку и еще в Рабат и Фес. Один из молодых людей, воскликнул: Фес, мой родной город! В какие дни Вы там будете? Я покажу Вам город, я приглашаю Вас в свой дом! У меня большой дом. Моя жена замечательно готовит кус-кус. Вы пробовали кус-кус? Я ответила, что пока еще я только, читала о том, что в Марокко есть такое блюдо.

Начиналась регистрация на рейс и наш разговор прервался.

Еще не прилетев в Марокко, я сделала вывод, что марокканцы не только очень красивые, но и дружелюбные, гостеприимные люди. Впоследствии я не раз убедилась в этом.

Дорогая пропажа

К сожалению, моя радость встречи с Африкой была омрачена. Прилетев в Касабланку и пройдя для получения багажа, я его не обнаружила. По кругу на ленте транспортера вращалось штук 20 чемоданов, но они были чужие и еще несколько человек, грустно смотрели на эти чемоданы.

В интернете я читала, что Алиталия, часто теряет багаж, но все же надеялась, что со мной этого не случится. Увы, и со мной тоже это произошло. Чувствовала я себя ужасно т.к. прилетев в 2 часа ночи, утром этого же дня уже должна открываться выставка и это была главная цель моего путешествия: познакомить марокканцев, с русской культурой, а наших соотечественников с моим собственным творчеством.

И моя встреча с Африкой, и выставка состоялась главным образом благодаря Элеоноре Федоровне Юсуфин, президенту ассоциации «Соотечественницы», любезно пригласившей меня в Касабланку и гостеприимно распахнувшей для меня свой дом. И Элеонора Федоровна, и Дрис Юсуфин приложили много сил, что бы это мероприятие состоялось. И, конечно же, в поисках моего багажа. Утром они по очереди неоднократно звонили в аэропорт.

На выставке, где собрались члены ассоциации так же все были огорчены, отсутствием экспонатов. Они тут же подключились и давление на аэропорт усилилось.

Между тем выставка шла своим чередом, было представлено множество изделий прикладного творчества,  сделанных руками женщин соотечественниц.

Здесь можно было увидеть и вышивку, и изумительные по красоте изделия из бисера, бижутерию, теплые вязаные изделия: шали, скатерти, салфетки и даже подарочные пакеты, оригинальные открытки Наташи Чуб, авторская кукла Елены Давидайда и много других замечательных изделий.

Теплые вязаные вещи были как нельзя кстати. Оказывается в Африке, несмотря на то, что днем жарко, ночью бывает очень холодно, а в домах нет никакого отопления. Газ и электричество стоят очень дорого.

Касабланка

Изготовление вепсской куклы.

Уже к вечеру, когда все мы были заняты изготовлением куколок оберегов, кто-то подошел ко мне и шепнул на ухо, что чемодан уже в аэропорту. Его разыскали в Амстердаме. На следующий день, еще немного подождав рейс из Рима, получили и остальной багаж. Спасибо всем, кто помогал найти экспонаты выставки!

Касабланка оказалась очень демократичным городом: спешащие по своим делам люди, женщины с открытыми лицами, мини-юбки, высокие каблуки, солнечные очки. Я встречала девушек, одетых в хиджаб и модные джинсы, казалось бы, вещи не сочетаемые. (ХИДЖАБ (ар.) — в данном случае платок, закрывающий волосы и грудь)

По внешнему виду и по образу жизни Касабланка похожа на южные европейские города.

Касабланка сегодня - является крупнейшим деловым, финансовым, индустриальным центром Королевства Марокко, насчитывает 3.8 млн жителей.

Одна из крупных достопримечательностей Касабланки – огромная мечеть Хасана II. Построенная на берегу атлантического океана, она напоминает величавый корабль. Во всем исламском мире мечеть Хасана II не имеет себе равных по высоте и пышности внутреннего убранства. В ней представлены искуснейшие произведения ремесленников Марокко: фрески, мозаика, резьба и роспись по дереву, лепнина, арабская вязь. Зал для молитв украшают 78 колонн из розового гранита, полы устланы плиткой из золотистого мрамора и зеленого оникса. Помещение освещается 50-тонными люстрами из венецианского стекла. Зал вмещает 20 тысяч верующих, и еще 80 тысяч умещаются на эспланаде. Минарет возвышается на высоте 200 м над уровнем океана. Лазерный луч, бьющий с вершины минарета на 30 км, указывает сторону, где находится Мекка. Мечеть является исламским культурным центром со своими медресе, библиотекой и музеем. Ее проектировал французский архитектор Мишель Пинсо, а открыта она была в 1993 году. Это одна из немногих мечетей, куда пускают немусульман — вход разрешен в определенные часы.

Благодаря Элеоноре Федоровне я попала в Центр Науки и Культуры в Рабате, где так же состоялась выставка и были организованы мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов и росписи деревянных изделий.

Рабат

Рабат – нынешняя столица Марокко, стал столицей государства в 1956г. Здесь находятся постоянная резиденция марокканского короля дворец Дар-эс-Салам, правительство и парламент – Палата представителей, а также высшие государственные учреждения.

Ирина Игори провела замечательную экскурсию по городу. В Рабате я побывала в мавзолее Мухаммеда V.

Громадный куб из белого каррарского мрамора с ярко-изумрудной крышей. Саркофаг Мухаммеда V выполнен из цельного куска чистого мрамора. Вверху – огромный купол из кедра, украшенный резьбой и позолотой. Для авторов проекта образцом служила гробница Наполеона Бонапарта в Доме инвалидов в Париже.

На высокой скале над городом виднелась касба (крепость) Удайя - внушительная на вид, хоть и построенная не из камня, а из ракушечника. Но главная достопримечательность этой средневековой твердыни - не суровые стены, а скрытый за ними дивный сад. Легенда гласит, что там, среди цветов и апельсиновых деревьев, халиф Абд аль-Мумен скрывался от государственных дел и жен с наложницами.

Когда-то, в XII веке крепость была грозным оплотом корсарской республики, защитой от пиратов и набегов непокорных племен. Это был арабский военный форпост на берегу Атлантического океана и плацдарм для борьбы с католической Испанией. О ее былом военном значении свидетельствуют огромная зубчатая стена из коричневато-красного кирпича и кое-где сохранившиеся бойницы и бастионы.

На противоположном берегу расположился город Сале. Рабат и Сале - города-спутники, лежащие на разных берегах реки Бу-Регрег. Они существуют рядом уже более 9 столетий, но первый и единственный мост через реку, соединивший их, построили лишь чуть более 40 лет назад.

Медина

На следующий день мы с Алсу отправились в Медину.
Медина - старая часть города, имеет многовековую историю, овеяна легендами: она живет своими традициями, обычаями, ремеслами. Здесь вручную вяжут кружева, ткут ковры, покрывала, изготовляют круглые восточные пуфы, медную и серебряную посуду.

В Медине проживает исключительно мусульманское население: кустари, лудильщики, горшечники, сапожники, разносчики зелени и т.д. Улицы в Медине похожи на тропы, извивающиеся среди низкорослых домов, лавок, мечетей. Старую и новую части города разделяет стена, построенная еще в XII веке.

Я ничего не понимала в ценах и деньгах, называемых дирхамы. Мы заходили в лавки с серебром, коврами, кожей, множество сувениров из туи было в этих лавочках. От всего этого изобилия глаза разбегались, Я не могла определиться: что же мне нужно выбрать и только когда до меня доносился голос Алсу: а это хочешь? Мой взгляд, как объектив фотоаппарата фокусировался на каком-то предмете, и я начинала соображать: Хочу! Все хочу!

Узнав, что марокканцы любят торговаться. Мы торговались за каждый дирхам, не из жадности, был интересен сам процесс. Торговалась, конечно же, Алсу, а я наблюдала за реакцией продавца, готов он уступить или нет. Иногда я говорила: уходим и делала вид, что готова уйти и несговорчивый продавец сбавлял цену. В результате было куплено много полезных и не очень полезных вещей и сувениров. А некоторых, показалось даже мало.

Кус-кус

В последние дни моего пребывания, меня пригласили на обед, отведать знаменитый кус-кус.

Никогда не думала, что простая пшеничная каша может быть такой вкусной. А овощи, тушенные в мясном бульоне: кабачок, турнепс, репа, тыква, баклажан, капуста - таким объедением.

Кус-кус - национальное блюдо берберов и арабов стран Магриба (Северной Африки) и Сахары, распространенное также у ряда африканских народов, живущих южнее Сахары. Кус-кус фактически стал символом восточной кухни.

Кус-кус - это пшеничная крупа, отваренная на пару в специальных кастрюлях, над тушащимся мясом или бульоном. Процесс приготовления требует осторожного обращения с крупой. Она должна разбухнуть и стать очень легкой, чтобы каждая крупинка была мягкой, нежной и отдельной. Для этого ее перетирают руками. Традиционно используемый горшок (кускусьер) состоит из двух частей: нижняя —круглая кастрюля, в которой тушится мясо; верхняя состоит из сита, в котором находится кус-кус. И, конечно же, приправы, как же без них!?Перец черный, шафран, тмин, перец красный сладкий, зелень петрушки и кориандра.

Выкладывают кус-кус на сервировочное блюдо, предпочтительно глиняное. В центр блюда осторожно выкладывают мясо, овощи накладывают сверху, кус-кус по краю блюда и поливают отваром. Отдельно подают горячий соус.

Говорят, марокканцы это блюдо едят руками, мы ели ложками.

К своему удивлению я обнаружила много общего между нашими странами, причем, как времен Советского Союза, так и с нынешней Россией: использование связей – это скорее из прошлого России. Сейчас главное уже не связи, а деньги и все будет. И даже красный марокканский флаг со звездой, так напоминал прошлые советские времена.

Сравнение с современной Россией: автомобиль – это не средство передвижения, а элемент престижа, публичная демонстрация твоего благосостояния. А лучше два автомобиля. Как следствие, нескончаемые пробки на дорогах и безобразное вождение, несоблюдение элементарных правил дорожного движения.

Еще одно сравнение, в отличие от феменистской Европы, здесь я чувствовала, что я - женщина. Пока я выходила из электрички к вокзалу в Касабланке два! человека предложили мне свою помощь. На выходе из электрички молодой человек, как само собой разумеющееся, подхватил мой тяжелый чемодан и помог вынести из вагона, хотя я не просила об этом. На выставке женщины не таскали сами тяжелые экспонаты, им помогали мужчины. У нас это пока еще осталось, но все реже мужчины уступают место или могут предложить помощь

Когда собиралась в поездку, думала: вот съезжу один раз и, больше никогда не получится туда попасть. Впереди новые дела, заботы, новые страны, наконец. Но сейчас я так не думаю, и было бы неверно сказать сейчас:

Прощай, Африка!

Осталось много интересных людей, впечатлений, так мало удалось увидеть за это время! В Фес, я так и не добралась, времени снова не хватило, поэтому хочется сказать:

До новых встреч, Марокко!

ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ ЛЯГУШКИ - ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ

ОДИН ДЕНЬ В ПАРИЖЕ

Уже целых четыре дня, как я вернулась из поездки во Францию.

Оттуда я привезла массу впечатлений, 400 фотографий, улыбки и сердца новых друзей, благодарность и добрые пожелания посетителей выставки.

У меня было пять!!! счастливых дней жизни. Париж, Боран-сур-уаз, Ламорлэ, Сенлис..

Но начну с самого начала.

Наконец закончилась суматоха последних дней, получены последние разрешительные бумаги, покрыты лаком последние изделия и затолканы в два больших чемодана все или почти все экспонаты выставки.

Отправление

24 июня в 18.00 мой муж доставил меня на посадку, откуда отправлялся рейс Санкт-Петербург – Кельн. В этом направлении и с выставкой я ехала впервые.

Из Петербурга до Минска мы ехали вчетвером. Весь автобус был в нашем распоряжении, поэтому эта часть путешествия оказалась более-менее комфортной.

Если не считать российские дороги. Самая паршивая дорога оказалась на территории новгородской и псковской областей. Трясло капитально. Утром я проснулась около пяти часов. Уже ехали по территории Белоруссии. Молодец батька Лукашенко! Дорога уже намного лучше. Как все ухожено! Нанесена свежая разметка, выкрашен каждый камушек, где-то нарисован зайчик, где-то написано: Берегите лес и тд.  Сделаны столики-скамеечки для отдыха водителей дальнобойщиков. Даже автобусные остановки, которые попадались по трассе, это были просто скамеечки, но они были все аккуратно выкрашены, и возле каждой скамеечки рядом была урна! Нигде по трассе ни одной бумажки я не заметила. А лес был самый красивый, который мне доводилось видеть. Проезжая по дорогам Финляндии, я думала, что это самый красивый лес, но теперь я знаю, что в Белоруссии, действительно красивые леса. Именно когда едешь к Минску. Когда свернули на Брест, там уже был смешанный лес и так не восхищал. Здесь преобладали преимущественно хвойные деревья. Я видела огромные, величественные ели и сосны. Такой лес, кажется, называется бор. Когда нет никакой травы и других зарослей. Кажется, что в нем можно гулять, как в парке. В населенных пунктах я не увидела, заброшенных или разваленных домов. Все так же было аккуратно подстрижено. Выкрашено. В 6 утра мы были в Минске, где нас пересадили на другой автобус, Минск – Париж. Здесь случилось небольшое происшествие с чемоданом. Я подошла, чтобы переставить вещи в новый автобус, но водители сказали, что все вещи уже перенесли. Я подошла к багажнику, чтобы убедиться, что они там. В багажнике я увидела, что чемоданы переложены. Но когда подошла к кабине автобуса, вижу, рядом лежит чемодан, как две капли воды похожий на мой. Вслух я сказала: надо же, чемодан похож на мой! Потом думаю, но я ведь только что проверила, мой чемодан в багажнике. Ушла в автобус. Хорошо мое место было у окна. Через какое-то время я случайно глянула в окно. На улице все так же одиноко лежал такой похожий чемодан! Тогда я пошла проверить. Попробовала открыть его. Это был мой чемодан! А внутри багажника был похожий!

Прибыл автобус из Москвы, и добавились пассажиры. Затем сели пассажиры, которые купили билеты в Минске, таким образом, автобус был забит полностью.

Мы двинулись дальше. Здесь дорога была не такой красивой, я впервые увидела платную дорогу. Трасса была перегорожена кабинками со шлагбаумом, и пока водитель не купит билетик. Дальше проезда нет.

Граница

К 13.00 мы прибыли на белорусско-польскую границу. На белорусской границе нам всем пришлось выйти с вещами и пройти таможенный контроль.  На польской границе сказали из автобуса не выходить, вошел пожилой поляк с усами и сказал: ну и душно тут у вас. На что ему ответили: быстрее проверяй, и мы поедем, будет легче. Он спросил, а куда вы едете? Ответ пожилого белоруса рассмешил всех, он сказал: До немцев. Таможенник тоже рассмеялся, спросил: не везем ли мы излишки водки и сигарет. Сделал слабую попытку заглянуть в сумку сидящей за мной девушки, но махнул рукой. Собрал паспорта и удалился. Потом открыли багажники, таможенник указал пальцем на некоторые чемоданы. Их вытащили, открыли,  и весь автобус наблюдал, как таможенник роется в вещах. Владельцы чемоданов стояли рядом. К счастью, ничего такого не обнаружили, иначе стали бы проверять всех. И мы въехали на территорию Польши и ЕС.

Польша

Польша тоже была чистенькой и ухоженной. Что удивило, вдоль дороги попадались, не просто дома, а целые усадьбы. Видно, что людей не бедных, это были двух-трех этажные дома. Все из камня, поштукатуренные и выкрашенные в разные цвета. Они не были похожи один на другой, видимо у каждого свой проект. Каждый был интересен по-своему. Одни были с мансардами, другие с башенками, третьи с колонами, открытыми галереями. Во дворах не видно никаких огородов с овощами: Здесь разные композиции из цветов и газоны. Зато рядом за территорией были наделы, засеянные различными культурами, они чередовались с садами, и производственными помещениями. Эти небольшие производства несколько портили картину, соседствуя рядом с красивыми усадьбами. Кстати, похоже, что многие там имеют свои отели.

Больше, пожалуй, о Польше сказать нечего, кроме того, что туалеты там все платные.

Германия

26 июня часа в 3 ночи, мы проснулись оттого, что нам сказали приготовить паспорта. Вошел здоровенный, грозный таможенник и молодой человек с надписью на куртке POLICE, но ввиду его молодости эта надпись не так пугала, как этот грозный таможенник.

Он подозрительно посмотрел на меня, почти как удав на кролика и забрал паспорт на проверку. У дамы напротив паспорт не взял. Наверное, она внушала большее доверие. Вещи здесь не проверяли, и мы покатили дальше. Где-то около шести утра мы проезжали Дрезден, и я одним глазом пыталась рассмотреть первый немецкий город. Ведь я всю жизнь так хотела побывать в Германии. И глядя поочередно то одним, то другим сонным глазом, я сделала вывод, что это очень красивый город. О чистоте Германии говорить вообще лишнее немецкий порядок известен всем. Хочу отметить, что по всей Европе каждый клочок земли засеян, нет заросших пустующих земель, как у нас в России.

Остановились в Штудгарте, но я, кажется, спала, затем в Карлсруе и помню, только переехали небольшой мостик и мы уже во Франции. Как говорится рукой подать.

Франция

На въезде стоял полицейский, но нас не остановил.

Проехали по окраине Страсбурга, так быстро, что сложно что-либо сказать. Показались большие покрытые лесом горы, и я подумала, что дальше будут горы. Но они быстро закончились. Снова тянулись чистые ухоженные поля с кукурузой, пшеницей и еще с какими-то культурами. Виднелись черепичные крыши домов и в центре обязательно остроконечная крыша церкви. Проезжая мимо этих маленьких городков, я думала, а как там в городе? Даже не подозревая, что еду в один из таких городков и совсем скоро буду ходить по одному из них, а потом за один день успею посмотреть всего три!!! Таких города. Но путешествие продолжалось. Сидеть было неудобно, ноги затекли. И не смотря на то, что сумка с едой стояла под ногами, ее было не достать. Т.к. неудобно было тревожить спавшего соседа. Я кое-как смогла достать егурт и немного подкрепиться. Начинался матч чемпионата Европы Россия-Испания и все переживали, как сложится игра и каким образом узнать счет. Наконец додумались поймать трансляцию матча по радио. Она была на французском. Я вслушивалась в незнакомую французскую речь, иногда слышала знакомые фамилии наших игроков: Жирков, Анюков, Зырянов. Затем они перестали звучать, я поняла, что испанцы владеют ситуацией. Затем они забили гол. Трансляция прервалась, дальше до самого Парижа ехали в тишине.

Т.к. в Реймсе никто не выходил, заезжать туда не стали. В Париж приехали на 30 мин. Раньше. Все быстренько разбежались, и я осталась совсем одна со своим двумя большими чемоданами.

Я стояла одна, вокруг были одни темнокожие девушки и парни. Куда идти я не знала, но у меня был телефон, я позвонила Ирине. Она сказала, стой на месте. Вобщем, они меня нашли и увезли к себе в небольшой городок под названием Ламорлэ. Ира сказала, что здесь живут жокеи. Действительно. Мы проехали мимо памятника с жокеем, сидящем на лошади. Спать в тот вечер мы легли в 2 часа.

Выставка

А утром подъем в 7 часов. Завтрак и все такое и вперед оформлять выставку. Выставка была в соседнем городке, который называется Боран сур Уаз. Маленький, уютный городок. С населением 10 тыс. человек Идеально чистый, с узкими старинными улочками, каменными мостовыми и цветы, цветы везде, где только можно.

Разместив большую часть выставки, мы решили пойти выпить кофе. Зайдя в ближайшее кафе, решили взять одну пиццу на троих, т.к. она большая, а лишние кг нам не нужны. Надо сказать, что в этом кафе нас приняли, не совсем любезно, то ли им не понраву была русская речь, то ли не понравился наш скромный заказ. И они всячески демонстрировали нам свое презрение разными способами. Два чая принесли, а кофе якобы забыли. Принесли счет и долго не подходили, чтобы мы расплатились. Мы были вынуждены встать и подойти, чтобы расплатиться. Но это был единственный немного неприятный момент. И он не мог оказать негативное впечатление на всю поездку.

А в это время нас уже ожидала группа школьников, которая пришла на экскурсию.

После того, как ребята осмотрели экспозицию. Мы начали рассказывать об истории и назначении кукол представленных на выставке. Мне очень понравились французские школьники. Они сидели тихо и внимательно слушали, а когда им предложили задать вопросы, они задавали много самых разных вопросов. И где я беру материалы для изготовления кукол, и сколько времени у меня уходит на это, и какую из них сложнее сделать, а какую легче. Вопросов было много и мне очень понравилось, что ребята такие любознательные, интересуются культурой другого народа. Всего было три группы школьников. В конце мы всем объявили, что в воскресенье будет проведен мастер-класс, все желающие смогут сделать сами одну из таких кукол.

Интересный резонанс получила наша лекция: в субботу я заметила, что на выставку пришла семья: мама, папа и два сына. Один мальчик старше, лет 12, а второй маленький лет 8. И вот этот малыш останавливается возле экспозиции с куклами и начинает что-то увлеченно рассказывать остальным членам семьи. Я не понимаю, что говорит этот удивительный мальчик, но догадываюсь, что он был в тот день на нашей лекции. Все запомнил и теперь рассказывает своим близким. Моя догадка оказалась верной, я убедилась в этом, когда спросила переводчика.

И еще один случай запомнился: в воскресенье мы провели мастер-класс и дети, и взрослые сделали кукол. Посетителей больше не было, мы решили закрывать выставку. Приехал на велосипеде еще один мальчутка, сказал, что на мастер-класс. Я, конечно, не могла отказать ребенку, и мы стали делать куклу. Когда все было сделано, мальчик стал прощаться, он поцеловал всех, кто находился в тот момент в выставочном зале. А было нас шесть или семь человек. Надо сказать, что у французов есть такой обычай, как и на Руси, троекратно целоваться. Я думаю, что этот молодой человечек, таким образом, благодарил нас за оказанное ему внимание. Жаль, что я не догадалась спросить, как его зовут. И я думаю, что эти молодые люди никогда не будут относиться к людям другой национальности, так как к нам отнеслись в кафе.

Мастер-класс по употреблению

И еще один случай из наших выставочных дней. В воскресенье, когда на выставке наступил перерыв, мы решили перекусить. Вынесли стол на улицу, и только сели, смотрю: идет журналист. А он должен был написать о мастер-классе. Я спрашиваю, что делать?

Да ничего, посидим и он с нами. Потом говорю: может водки принести? Она случайно была в чемодане с экспонатами. Ребята говорят: - неси. Я принесла. Налили товарищу (может быть господину) пол стопочки. Он маленькими глоточками сидит, потягивает. Я думаю: что-то здесь не так. Это же водка, она горькая. Наконец, доходит: ее так не пьют! Наверное, "товарищь" (скорее, мсье) никогда не пил водку. И тогда я вслух говорю: нужно показать мастер-класс по употреблению водки, но поскольку было всего два часа дня, а впереди было еще ответственное мероприятие, и некоторые люди были за рулем.

Желающих и могущих было мало. Нашлась одна отважная женщина Лариса, и она очень живописно показала, как нужно сначала выдохнуть, затем залпом выпить эту горькую жидкость, а потом занюхать рукавом. Увы, эта бутылка так и осталась недопитой, у нас не было времени показать мастер-класс!

Всего три города

Прежде чем осмотреть Париж, Ира отважно повезла меня посмотреть старинный замок-крепость Пьерфон, который находился в 60 км. от их городка. Я пишу отважно т.к. была она там однажды и дорогу точно не помнила. Мы заблудились, долго пытались выбраться на нужную дорогу, но все же добрались, и это того стоило! Построен замок был в 1393 году Людовиком Орлеанским, затем был разрушен и восстановлен только в 1857 году. Очень красивый средневековый замок-крепость. На территории замка шли съемки какого-то исторического сериала для BBC Мы как раз попали на эпизод, где герой стоял на эшафоте и над его головой все время заносили топор.

Да, еще мы были в соборе в Сенлисе, тоже потрясающей красоты готический собор, а внутри красивейшие старинные витражи. Посмотрели замок и парковый ансамбль Шанти. Нагулялись вдоволь, день был такой жаркий, что я даже поджарилась.

В тот день мы успели посмотреть, как выразилась Ира: " всего три города".

Галопом по Парижу

Оставался последний день моего пребывания, за этот день нужно было: купить духи, (быть в Париже и не купить духи!) посмотреть Лувр, Нотр Дамм, Эйфелеву башню, и Монматр. Такова была программа. Конечно, об экскурсиях в эти достопримечательности речь не шла. Начали мы с магазина Фрагонар, где я с трудом выбрала какие-то духи и туалетную воду. Затем пришли к Музею Пале Рояль, обошли вокруг, далее пришли в Лувр, быстренько все осмотрели и двинулись через мост. Затем по набережной Сены к Собору Нотр Дамм. Солнце палило и как мы ни старались спрятаться в тенек, это было невозможно, и я добавила еще парижского загара. Спустившись к воде, там тоже можно было идти, стало легче. У берега стояли небольшие суда, как мне объяснили, на них постоянно жили люди, это были их дома. Когда-то им разрешили жить на этих судах, так как им было невозможно купить квартиру, но теперь это место в центре Парижа стоит очень дорого и купить его может только очень богатый человек. Эти суденышки на воде тоже были очень милыми и уютными. Обставлены цветами, личными вещами хозяев: типа кресла качалки или резной скульптуры какого-то музыканта. Наконец добравшись до очередной достопримечательности, мы уселись без сил у подножья какого-то памятника. Я уже не соображала, какого и там же перекусили гамбургерами, сэндвичами и т.д. Отдохнув немного, сфотографировав все, что можно мы прикинули и поняли, что дальше пешком не добраться.           Двинулись к метро. Долго разбирались, как лучше доехать.

Я надеялась, что мы спустимся в метро и станет прохладней, но легче не стало. В метро было так же душно, как и на улице, (видимо вентиляция отсутствует) к тому же вагончики были узкие, и это тоже угнетало. На другой линии вагон был двухэтажный, стало просторней. Мы вышли из метро, и вскоре оказались сразу внутри башни. Здесь было очень много народу, даже слышна была русская речь. Оставив в тени моих провожатых, я побежала фотографировать башню. Что бы она вся поместилась в объектив, бежать пришлось прилично. Потом я решила, что башня без меня не так интересна и больше похожа на открытку. Попросив двух девушек – иностранок запечатлеть, сей исторический момент: «Я и Эйфелева башня», я побежала обратно. Когда я вернулась, стало ясно, что на Монмартр мы уже не успеваем и надо возвращаться.

Ноги были стерты, кожа обгорела, было жаль, что так мало увидела, я успокаивала себя тем, что когда-нибудь вернусь, чтобы продолжить знакомство с Парижем.

Возвращение

Аэропорт Шарль де Голль. Я снова одна.

Провожать меня некому, люди работают. Спасибо большущее, что привезли!

Пытаюсь вспомнить, когда последний раз летала самолетом. Это был 1988 год. Ровно 20 лет назад! Тогда была хоть и родная, но совсем другая страна.

Сейчас, впервые в иностранном аэропорту, без языка (английского и французского тоже) практически немая. Я говорю себе: соображай! Пытаюсь найти знакомое слово: Saint-Petersburg, но его нигде нет. Хорошо, что до посадки 2,5 часа. Прохожу дальше, оглядываюсь, за спиной табло с расписанием. Моего рейса еще нет. Присаживаюсь. Я переживаю, что у меня в багажной квитанции оплачен один багаж. А на самом деле чемодана два, не считая ручной клади. Лишнее платить не хотелось. Да и платить говорят немало. Успокаиваю себя тем, что у меня полный чемодан оберегов, должны же они мне помочь!

Начинаю писать СМС: «Регистрацию прошла…» думаю потом допишу и отправлю. Немного подумав, добавляю «успешно». Подходит русская семейная пара и останавливается недалеко от меня. Хотелось, схватиться за них, как за спасительную соломинку. Спросить куда идти? Пока я отправляю СМС, пара уходит. Через некоторое время на маленьких мониторах загорается такое долгожданное слово Saint-Petersburg. Я иду на регистрацию. Все это время я надеюсь, что поскольку у меня российский перевозчик, то и на регистрации будут обслуживать люди, говорящие на русском языке. Но не тут-то было. За стойками вообще стоят темнокожие девушки. Они молча приняли в багаж мои чемоданы. Дали, видимо, посадочный талон и махнули вправо, куда мне нужно было идти. Как я понимаю, это был личный досмотр: женщина показала мне, что нужно поднять руки в стороны и ощупала меня с головы до ног, затем молодой человек стал проверять ручную кладь. А там чего только не было: и деревяшки, и несъеденный в дороге бизнес-ланч и крепеж для экспонатов. Он потряс коробки с бизнес-ланчем. Ну, думаю: отберет, жалко, дома покупать придется. Но нет, положил обратно. Зато конфисковал любимые ножницы. Надо было в чемодан класть. Впредь наука будет.

Лететь было намного комфортнее и быстрее, чем ехать на автобусе. К тому же нас напоили, накормили и снова предложили чай, кофе. Правда, билет на самолет съел почти все, что удалось заработать. Но я об этом ничуть не жалею.

PS.

Больше всего меня поразила запись одного из посетителей выставки в книге отзывов:

Revemes vite!

- Возвращайтесь!

Совершенно незнакомые люди приглашали приехать снова!

22 июля 2023 года в Сиверском городском поселении Гатчинского района Ленинградской области пройдет ХII военно-исторический фестиваль "Памяти предков будем достойны"

На моем канале бесплатно размещены видеоуроки по традиционной народной кукле, которую можно сделать самостоятельно.

Переходите по ссылке, на канале несколько уроков.

Приятного творчества!

XII Межрегиональный творческий фестиваль славянского искусства «Русское поле» состоится 19-20 августа в музее-заповеднике «Коломенское».